Разъяснение законодательства по вопросу ответственности
за изготовление и сбыт спиртных напитков домашней выработки
Частью 2 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена ответственность за поставку или розничную продажу алкогольной продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к ГТД или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к ТТН (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставку или розничную продажу алкогольной продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям, а частью 3 той же статьи - за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной продукции.
В силу пункта 2 статьи 16 и пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон о госрегулировании оборота АП) запрещается оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов и без сертификатов соответствия. В свою очередь, в пункте 1 статьи 10.2 Закона о госрегулировании оборота АП закреплено, что оборот алкогольной продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота.
Применительно к розничной продаже алкогольной продукции аналогичное требование дополнительно установлено в пункте 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.98 N 55.
Частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ предусмотрена ответственность за промышленное производство или оборот алкогольной продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией. Данная норма является специальной по отношению к составам административных правонарушений, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании пункта 1 статьи 18 Закона о госрегулировании оборота АП виды деятельности, связанные с оборотом алкогольной продукции, подлежат лицензированию. В силу пункта 1 статьи 26 этого Закона оборот алкогольной продукции без соответствующих лицензий запрещен.
В настоящее время виды деятельности, подлежащие лицензированию, и порядок выдачи лицензий подробно регламентированы в статьях 18 и 19 Закона о госрегулировании оборота АП и Методических рекомендациях организации работы ФНС России по осуществлению лицензирования деятельности в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных Приказом ФНС России от 03.05.2007 N ММ-3-07/273@.
В частности, предусмотрено лицензирование таких видов деятельности, как закупка, хранение и поставка алкогольной продукции и хранение алкогольной продукции.
Помимо прочего, административная ответственность за изготовление с целью сбыта и (или) сбыт гражданами самогона, браги, других спиртных напитков домашней выработки, спиртосодержащих непищевых жидкостей предусмотрена ст. 3.4. Закона Кировской области от 04.12.2007 N 200-ЗО "Об административной ответственности в Кировской области". Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч рублей до пяти тысяч рублей.
Кирово-Чепецкий
городской прокурор А. А. Волков
|