О нормах законодательства об исполнительном производстве
Статья 37 Закона об исполнительном производстве регламентирует в общих чертах круг лиц, по чьей инициативе может рассматриваться вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения, об изменении способа и порядка исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица; орган, компетентный рассматривать этот вопрос, и последствия его разрешения. Более детально эти и другие вопросы, касающиеся отсрочки, рассрочки, изменения способа и порядка исполнения судебных актов и актов иных органов или должностных лиц, регулируются специальными нормативными актами, в частности ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ, НК РФ и Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Правом на обращение с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения, об изменении способа и порядка исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица обладают стороны исполнительного производства (взыскатель и должник) и судебный пристав-исполнитель. Аналогичный круг субъектов предусмотрен в ст. 434 ГПК РФ, ч. 1 ст. 324 АПК РФ. В то же время УПК РФ не содержит положений относительно круга лиц, имеющих право на подачу заявления об отсрочке или о рассрочке исполнения приговора в части имущественного взыскания. В связи с этим Верховный Суд РФ разъяснил, что таким правом обладают осужденный и гражданский ответчик <1>. Однако такое ограничение вряд ли оправданно, поскольку лишает права на обращение с заявлением об отсрочке и о рассрочке гражданского истца и судебного пристава-исполнителя. Представляется, что при решении данного вопроса следует исходить из общих положений комментируемой статьи.
В силу ст. 31.5 КоАП РФ право на подачу заявления об отсрочке или рассрочке исполнения постановления об административном наказании имеет лицо, привлеченное к административной ответственности. Согласно ст. 64 НК РФ с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога может обратиться заинтересованное лицо. В соответствии с ч. 1 ст. 132, ч. 1 ст. 133 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" сроки уплаты таможенных пошлин, налогов могут быть изменены в форме отсрочки или рассрочки по заявлению плательщика. Представляется, что приведенные нормы, поскольку они регламентируют рассмотрение указанных вопросов вне исполнительного производства, не исключают право судебного пристава-исполнителя обратиться с соответствующим заявлением после обращения исполнительного документа к принудительному исполнению.
Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения, об изменении способа и порядка исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица подается в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Помощник Кирово-Чепецкого
городского прокурора Р.И. Размыслова
|